пятница, 1 августа 2014 г.

Зачем мы читаем?




Недавно у меня сложилась интересная дискуссия о чтении книг с Ольгой Лариной. Поговорили о причинах, которые подталкивают нас к чтению и о том, почему мы откладываем книги и возвращаемся (или нет) к ним. Эта дискуссия запустила цепочку рассуждений в поисках ответа на вопрос, который я вынес в заголовок этой заметки. Ответов в моей заметке нет, а есть лишь несколько историй о процессе поиска. Буду рад услышать ваши истории…



О чтении и причинах

У каждого из нас в детстве были книги, определившие многое в жизни. Иногда это была одна книга, но чаще - серия взаимосвязанных книг. Для меня это был Жюль Верн и капитан Немо, от которого мостики перекинулись к Рафаэлю Сабатини и Александру Дюма. В те годы я много читал, потому что меня вдохновлял сам процесс чтения и игра воображения (а еще потому, что Майкл Бэй в те годы снимал еще видеоклипы, ну а Ридли Скотт, который уже творил свои шедевры, был недоступен для просмотра в моих широтах)

Однако время меняло мой подход к чтению. Опустив ряд важных и интересных, но представляющих лишь ретроспективную ценность, этапов и поворотов, перейду сразу к настоящему моменту. Сейчас я читаю книги исключительно для практической пользы и интересной беседы.

Редко начинаю чтение книги без поверхностного знакомства с ней методом предварительного просмотра, вопросов и фрирайтинга. Иногда, задав себе перед чтением несколько простых вопросов, и запустив процесс фрирайтинга для исследования ответов, я …откладываю чтение выбранной книги на некоторое время. И все чаще расширяю список книг для проработки новых вопросов, которые появились в процессе фрирайтинга.

У меня нет какого-то устоявшегося списка вопросов. Постоянно лишь их количество и время отведенное для исследования ответов. Сейчас я использую следующий список:

- ЧТО я уже знаю по этой теме?
- КАК информация из данной книги может быть связана с уже имеющейся информацией?
- ДЛЯ ЧЕГО и КАК ИМЕННО я планирую воспользоваться всей этой информацией?


Об откладывании и возвращении

Не даю книгам оценок. Потому как искренне считаю, что нет не интересных книг. Тут все так же как и с людьми, которые, как и книги, бывают просто не к месту и не ко времени.

Понравилась или не понравилась – пожалуй, самый неопределенный ответ, который может быть дан в отношении книги прочитанной. Вот если мой собеседник расскажет о том, какие вопросы перед ним стояли или какую задачу он решал, и как книга оказалась полезной или лишь отняла драгоценное время - вот тогда... Впрочем, даже в таком варианте ответа, я лишь составлю отдаленное представление о книге - ведь вопросы и задачи моего собеседника выхватывают лишь отдельные стороны книги.

Отправляясь же на поиски собственных ответов, я всегда взаимодействую с книгой, как с собеседником. Работа с книгой - это ведь не только информация и знания. Это еще и большое количество собственных мыслей и идей, к которым меня подталкивает процесс чтения. Иногда это инсайты, переворачивающие все. Но чаще это просто идеи, некоторые из которых трансформируются в списки действий и проектов. И обязательно появляются новые вопросы, на которые я продолжаю искать ответы ...уже в других книгах.

Потому, книга не просто уходит на полку. Вопросы, на которые ищу ответы, трансформируют процесс работы с книгой: чтение, размышление, действие, отложил на полку, вернулся и вновь чтение. Вот так и продвигаюсь в поисках ответов и новых вопросов по спирали самообучения.

  
В завершении, исключительно для иллюстрации, приведу совсем свежий пример. Сейчас мое внимание занимает ряд вопросов на стыке Эффективности и Продуктивности. И вот в списке моего чтения появились две книги - о Конкуренции (Царь горы) и Лени (О пользе лени). И, не смотря на самые серьезные рекомендации, обе, скажем так, не мои книги. Однако, для меня первичны вопросы и поиски ответов, а также практические аспекты применения всего этого. Потому есть и откладывания на "полку", и возвраты, и проработка каждой интересной и цепляющей идеи или мысли из этих книг (и еще нескольких, которые читаю во взаимосвязи)

Комментариев нет:

Отправить комментарий