вторник, 3 ноября 2015 г.

Андрей Михайленко: "Моими героями всегда были авторы"




Андрей Михайленко, партнер в компании Zest Leaders, коуч и бизнес-консультант (консалтинг, методологическое обеспечение и преподавание в Zest School of Coaching with Myles Downey®), предприниматель (старт-апы и проекты в России, Финляндии, Мозамбике, Вьетнаме), более 15-ти лет опыта в топ-менеджменте на позициях генерального директора и члена совета директоров, в том числе ОАО «Телекоминвест», опыт работы в государственном секторе в сфере управления инвестициями и комплексными проектами (председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам в Администрации г. Санкт-Петербурга)



О влиянии и изменениях

БЛИЗКИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ЧИТАЛ ВСЕГДА - то есть начал рано. Мне кажется, что вначале чтение было миром "настоящих людей и эмоций" - жил я в то время в маленьком городке и настоящего, по-видимому, для меня было там не так много. Я сразу пропущу этап "книга - источник знаний" - эта техническая особенность книг никогда не была для меня главной в них. В зрелые годы книги стали для меня возможностью "чистого" (без шума и токсичности) разговора с людьми, которые мне интересны, многие из которые уже умерли. Я признал за миром написанного право быть реальностью - не хуже и не лучше той реальности, которую большинство из нас считают единственной или основной. Ну и это всегда было лучшей возможностью уединиться.

МОИМИ ГЕРОЯМИ ВСЕГДА БЫЛИ АВТОРЫ, именно они стояли у меня перед глазами. Ведь каждый выписывает себя - не в книге, а самим писательством. Это всегда было для меня очевидно. Но есть один герой, который занял место в моем воображении на долгие годы - это Федр в "Дзене или искусстве ремонта мотоциклов" и “Лайле” Роберта Пёрсига. Он и сейчас там.

КАКИЕ КНИГИ ОКАЗАЛИ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ? Их количество огромно, поэтому я назову только три

1. Мераб Мамардашвили, Что я называю философией. За вопрос "Почему существует нечто, а ни ничто". Про вывод предлагаю подумать вместе.

2. Роберт Пёрсиг, две вышеназванные. Понимаю, почему он написал только две книги. Если ты сделал то, что сделал он, - трудно сказать что-либо еще. В чем влияние? Весь материал жизни - это и есть самое главное. Самое большое находится в самом малом.   

3. Милан Кундера, Искусство романа. Он открыл мне глаза на главное достижение европейской цивилизации. Сомнение и вопрос - вот что лежит в основе лучшей литературы и практики. 

СЕГОДНЯ ЧТЕНИЕ для меня это:
- способ беседовать 
- ретрит, где вас с гарантией двое, не больше 
- вкус языка (могу читать Алексея Ремизова, Довлатова, Набокова просто пробуя на вкус цепочки их слов)
- принадлежность к меньшинству, что я ценил и чего я искал всегда
- обращение в хранилище нужной мне информации (наименее ценимая в чтении часть)

КНИГИ НА МЕНЯ ВЛИЯЮТ, но не мотивируют меня к свершениям. У меня с ними другие отношения. Наверное, это похоже на "отношения" с солнцем. В принципе, можно жить ночами. Можно - при пасмурной погоде. Но временами нужно солнце. Оно не мотивирует, оно просто необходимо - и все. Не мотивирует, но - влияет. 

Читаю всегда и для саморазвития и для развития своих проектов - никогда не мог отделить одно от другого. 

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИИ МОЕГО ОПЫТА ЧТЕНИЯ к настоящему моменту, то все стало проще и интуитивней. Ушел от множественности и "техничности" в "поток", из которого всегда всплывет то, что нужно. Мне помогает не система, а ее отсутствие - так больше воздуха. И у меня сейчас нет намерения привносить в мой процесс чтения что-то новое. А есть желание максимизировать то, что я имею. 


О ритуалах и инструментах 

ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ У МЕНЯ МАЛО. Например, я отмечаю на задних чистых листах книги страницы этой же книги, где я сделал какие-либо отметки, и там же делаю краткие пометки. Этакий шифрованный конспект книги на 2-3 страницах. Ну и записные книжки использую – по  старинке.  

Книги для меня - тип собеседника, с которым я не веду структурированного интервью, а наслаждаюсь беседой. Оговорюсь, я очень мало читаю "бизнес-литературу", там у меня другой подход - быстрый просмотр и хирургия - это нужно, это нет. 
  
ЧТЕНИЕ НИКОГДА НЕ ПЛАНИРУЮ. Самым лучшим окружением в процессе чтения, для меня является одиночество - в кофейне, самолете, или ночью на диване, - не важно. Больше всего нравится читать утром или вечером.  


О выжимках и кратких версиях

ЕСТЬ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ, КОМУ ЭТО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ. Кант за 30 минут. Get Abstract. Мир готов к этому, почему бы и не дать ему это? Только это нельзя называть "книгами в кратком изложении" - это отдельная вещь, квази-продукт по отношению к книге. Не книга, а расфасованный набор некоторых из её внутренних органов. Инфо-оболочка. 


О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

1. Конституция США (причина: Примат свободы и самовыражения человека как базовых ценностей, в итоге  - каждый отдельный человек как ценность) 

2. Подборка стихов Ли Бо и Ду Фу (Эстетика невыразимого - того, что есть в мире вокруг тебя (природе) и что ты никогда не постигнешь, можешь только увидеть и попробовать назвать это. Здорово сбивает спесь с позитивистов и приверженцев разных фейковых теорий прогресса)   

3. Каталог IKEA (Принцип простоты, отказа от избыточности и баланса цены и качества. Человечество страдает от отсутствия этого баланса, может при перезагрузке он восстановится?.. Кроме того, каталог IKEA и так уже 'книга', изданная самым большим в истории человечества тиражом) 

А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?

Хороший вопрос, и не такой тривиальный, каким сначала кажется...

Это точно будут не нарративные книги. Что-то открытое, в чем нет начала и конца, с чем можно играть и составлять бесконечное количество комбинаций. Наверное, это

1. Словарь Даля (или Ожёгова - безразлично)

2. Самый большой альбом из музейного бутика Лувра / или Галереи Уффици / или Прадо 

3. Самый большой сборник средневековой японской поэзии 

Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

1. Николас Талеб, Антихрупкость / Мне интересна тема изменений, а Талеб - самый яркий из современных поп-философов, разрабатывающих эту тему весьма свежо - не через трындение об управлении изменениям и и рисками (это невозможно и здесь я с ним согласен..), а о внутренней работе человека по развитию собственной готовности к изменениям и - внимание! - способности 'приобретать' от того, от чего ты в принципе должен был бы 'потерять', или - как Карфаген - быть разрушен    

2. Владимир Мартынов, Автоархеология на рубеже тысячелетий. ВМ - это самый интересный для меня из живущих в моей стране композиторов (камерная и хоровая музыка). Он, кроме музыки, пишет тексты - с позиции того, что все, что происходит в мире, происходит в тебе. Это опять об изменениях - все изменения вокруг тебя проходят по тебе. 

2. Джонатан Литтел, Триптих / Автор самого качественного романа о Второй мировой и о ДНК фашизма, сидящей в каждом из нас ('Благоволительницы') вдруг пишет о Френсисе Бэконе, одном из самых загадочных для меня художников. Бэкон, по своим творениям - отвратителен, физиологичен, претенциозно многозначен, убог в своих художественных приемах и при этом - икона, мечта любого музея, запредельно дорог, мучает своим внутренним космосом таких писателей как Литтел. Почему? Очень такая "авторская" книга - наплевать, кто и как ее будет покупать, автор просто застрял у картин Бэкона, как наваждения, и не может пройти дальше... должен сделать что-то, избавиться от наваждения. А я - от отвращения, мне Бэкон мешает жить и я хочу с помощью Литтела от этого избавиться, без него пока не получилось. Посмотрим.)   


О будущем книг и чтения

ВИНИЛ в UK в 2014 году снова вышел по уровню продаж на уровень 15-летней давности. Поэтому в будущем будут и бумажные и электронные книги. Ничего не знаю о новых форматах. Разве что о книгах на пластике, чтобы было удобно читать в ванной (давно о таком мечтал). 

ПОДХОДЫ К ЧТЕНИЮ... Чтение в стиле XX века окончательно станет роскошью, которой сможет наслаждаться очень узкий круг лиц. Чтение середины XXI века для массового сознания - это уже не чтение. Попробую подобрать другое слово для этого...  Инфо-фишинг? Эмо-серфинг? Некоторые авторы - Алессандро Баррико, например, уже пишут так - глава - на 1-2 страницы, иногда - на полстраницы. Победит дискретность.


И напоследок

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который я хотел бы получить ответ, то… 

ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ - это самая великий дар нам со стороны книг, вернее - их авторов. Но хороший вопрос задать непросто, как только появляется такой - жалко его задавать... Это как надеть любимый пиджак на матч в регби, где ты - нападающий. Разорвут либо в клочки на поле боя, либо на сувениры - после. Хороший вопрос драгоценен тем, что он сам по себе намного ценнее, чем ответ на него. Поэтому задам такой (заимствованный - из книги The One Thing)

На какой одной вещи я должен сосредоточиться в своей жизни для того, чтобы со всеми остальными вещами стало справляться легче, либо они вообще стали ненужными?

А вот ответ на вопрос, который ты не задал: "Книги - это не информация, а энергия. Но она спрятана между слов"


PS


ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? Сейчас придумаю…"Ты читаешь себя. Продолжай!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий