суббота, 26 декабря 2015 г.

Наталья Пенкина: "Если есть книги - будут и знания"





Наталья Пенкина, в студии прикладных коммуникаций Nata — руководитель и специалист в области маркетинга с более чем 10-летним опытом продвижения компаний в разных странах мира и особой тягой к межкультурным коммуникациям. В Brain Fitness Club’е — со-основатель и главный инструктор, помогающий профессионалам генерировать идеи и нестандартные подходы для развития своих компаний. По мнению клиентов и партнеров — эксперт-практик по креативным методикам решения стратегических бизнес-задач и внимательным отношением. На взгляд друзей — позитивный вдохновитель и неутомимый искатель смыслов с безудержной фантазией.




О влиянии и изменениях


НАЧАЛА ЧИТАТЬ Я рано: как и многих других детей моего поколения, родители часто оставляли меня на попечение бабушки, которая была заведующей библиотекой значимого в городе вуза. Поэтому любовь и уважение к печатному слову я получила как прививку на всю жизнь. А благодаря родителям, еще до школы, лет в 5 или 6, наверное, я уже вдоль и поперек прочла букварь, и в школу шла с редким тогда навыком. Это сейчас первоклашки уже чуть ли не интегралами оперируют, а тогда нас таких, кто умел читать, в классе на 35 человек было всего двое. 

ЧИТАЛА ВСЕГДА, сколько себя потом помню. Когда мне было лет 12-13, сотрудница юношеской библиотеки в ответ на очередной мой, мягко говоря, не детский запрос написала рекомендательное письмо коллеге во взрослую библиотеку, куда меня благополучно пускали по маминому формуляру, задолго до достижения разрешенного возраста.

И зрение, в общем, посадила из-за того, что читала под одеялом с лампочкой: фонарика не было, поэтому у меня была сложная конструкция с удлинителем, который прятался за настенным ковром и тянулся на мой второй этаж двухъярусной кровати к настольной лампе под одеяло.

ПОМНЮ, КАК ВЕРНУЛАСЬ В РОССИЮ после годичного обучения в Штатах по программе обмена и собиралась в 10й класс. А там план чтения на лето – ого-го-го! Вся русская классика 18-19 века. И я взахлеб, упиваясь слогом и стилем, перемалывала том за томом, даже то, что было вне школьной программы, только успевай подносить. Соскучилась по правильной, настоящей русской речи.

В ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ легко влюблялась в героев, о которых читала. В разное время симпатию у меня вызывали те, кто были не такие, как все – не обязательно положительные, кстати. Сильные, дерзающие, осмеливающиеся идти не в ногу. И похожей, конечно, мне хотелось быть на каждого из них по очереди (вот так и складывается мой психологический портрет, да?:)). 

КНИГИ-УЧЕБНИКИ - ЭТО ВООБЩЕ ОТДЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ. Их у меня, благодаря бабушке, была всегда полная чаша. По каждому предмету несколько штук. Стоило преподавателю взять, например, доказательство какой-то теоремы другого автора, как этот учебник непременно появлялся и у меня на столе. Так у нас было заведено: если есть книги – будут и знания.

В ШКОЛЬНО-СТУДЕНЧЕСКОЕ ВРЕМЯ читала, в основном, художественную литературу. Причем быстро и много. Это было время дефицита, и часто приносили том на сутки-двое. Не уложился – твоя проблема, очередь не ждет, передавай следующему. Поэтому делать выводы особо было некогда, да тогда я и не думала об том, как извлечь пользу из чтения. 

Я, скорей, черпала вдохновение и какую-то смелость из книг. Вот, скажем, есть человек, тот же персонаж Артура Хейли. Обычный, в целом, хоть и талантливый, но со своими слабостями и «тараканами». И вот он оказывается в непростой ситуации, где надо принимать решения, брать ответственность за жизни других, быть почти что героем. Как ведут себя люди в такие моменты? Какие качества вылезают наружу? Что становится для них важней всего остального? Это было всегда увлекательно и очень вкусно.

Герман Гессе – отдельная глава моей читательской биографии. В него я впрыгнула сразу и надолго. Помню, его первую книгу, которая попала мне в руки, я дочитывала в тамбуре плацкартного вагона, когда выключили свет, а у меня оставалась еще сотня страниц. А какое-то время спустя, приехав в Питер на день и гуляя по Невскому (я тогда жила еще во Пскове), я прошла все букинистические лавки и магазинчики от Большой Морской до Восстания по нечетной стороне и обратно – по другой. И везде спрашивала, есть ли Гессе. В ответ только удивлялись и пожимали плечами: кто это такой и кому он вдруг понадобился? В самом последнем магазине, уже около Малой Морской, продавщица печально и со вздохом сообщила: «Есть, но только полное собрание». С трепетом открываю кошелек, выскребаю всё. Хватает ровно-ровно на книги, на пакет – уже нет. Несла все 8 томов в руках, подперев подбородком, с гордостью и благоговением.

ВОТ ЭТОМУ И УЧИЛИ МЕНЯ КНИГИ тогда: искать, верить, радоваться.

СЕЙЧАС Я ПОДХОЖУ К ЧТЕНИЮ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ПРАГМАТИЧНО, чем раньше. Каждую книгу проживаю и высушиваю, делаю заметки по ходу чтения и по завершению. Книги для меня – это источник вдохновения, знаний, идей. Это инструмент развития.

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КНИГ читаю мало, процентов 10-15 от общего объема. Основная масса – это книги по самосовершенствованию, развитию конкретных навыков, деловая литература, ЗОЖ-темы.

Мое ВНИМАНИЕ ПРИВЛЕКАЮТ те авторы, чьи творения помогают размышлять и формулировать вопросы. Часто я беру книги явно "навырост", то есть те, которые читать сложно. В таких книгах страницы не глотаешь, а медленно перелистываешь, как будто продираешься сквозь дебри. Это своеобразная тренировка гибкости ума. И именно такие книги дают больше всего, именно они больше других мотивируют к изменениям.



О ритуалах и инструментах 


ИНСТРУМЕНТОВ У МЕНЯ НЕ ТАК И МНОГО. К сожалению или к счастью, я разучилась читать просто так. Каждая книга, даже художественная, для меня – это учитель. Например, отдельные части сюжета могут быть зеркалами ситуаций из моей жизни, персонажи – напоминать знакомые лица, слова героев – откликаться реальными диалогами. Как пишет Андрей Максимов, «чтение – это интервью, которое мы берем у автора». 

Чтобы такой разговор состоялся и был по-настоящему глубоким, я читаю, как правило, держа под рукой несколько вещей.

Во-первых, это простой и обязательно острый карандаш (или ручка) и два разных по цвету маркера – это для отметок на полях в виде вопросов, мнений, для выделения «якорей», то есть тех мест, к которым я, возможно, вернусь впоследствии. У меня есть несколько символов, которые позволяют мне при повторном просмотре быстро распознать в тексте, что меня зацепило: например, Ф – это вопрос для фрирайтинга, значок треугольника (буква «дельта» из греческого алфавита) – это сигнал для изменений . Плюс английские слова, которые просто более коротки, чем их перевод на русском, – find, read, task и т.д.

Во-вторых, это цветные закладки для самых актуальных в данный момент страниц. Иногда разные цвета означают разные направления, которые находятся в фокусе моего внимания. 

В-третьих, в конце книги я кратко отмечаю идеи, которые родились в ходе чтения. Их число – для меня своеобразное мерило ценности книги.

Легко определить книгу, которая меня больше всего зацепила: в ней будет больше всего закладок и пометок на полях, и идей в конце!

Книга для меня это серединка звездочки – она всегда ведет меня по своим лучам к новым ответвлениям: новым книгам, идеям, смыслам, задумкам.

ГОВОРЯ О РИТУАЛЕ ЧТЕНИЯ: мысленно я делю книги на две категории. 

В первую попадают те книги, которые можно вполне читать в любом месте (например, в ожидании встречи) и остановиться в любой момент (например, если собеседник только что подошел). Почти вся бизнес-литература попадает под это описание. Многие художественные книги – тоже. Это не значит, что это менее глубокое чтение, оно может очень сильно повлиять на то, что я делаю и как. Но для погружения в эти книги требуется меньше времени, и из них можно быстрей «вынырнуть» в реальность. Их я часто читаю в транспорте (на коротких переездах) или просто для того, чтобы сделать паузу в работе.

Для того чтобы уловить смысл книг из второй категории, необходимы бОльшая концентрация, более медленное и вдумчивое чтение, более спокойная обстановка и блокнот для размышлений прямо под рукой для пауз. На такие книги я стараюсь выделять время утром, когда еще не начались звонки и активная бизнес-жизнь, или наоборот, вечером, когда вероятность, что меня отвлекут, невысока.

Я читаю одновременно 3-4 книги. Идеи фиксирую в конце книги, более длинные мысли – в блокноте для фрирайтинга. В отпуске отрываюсь: в этот раз, например, за 10 дней прочитала 5 книг. Лежа на песке, под звуки прибоя очень хорошо думается про развитие креативности))



О выжимках и кратких версиях


На мой взгляд, ЭТО ПРИЕМЛЕМО ТОЛЬКО ДЛЯ БИЗНЕС-ЛИТЕРАТУРЫ. Художественное слово не передать в кратком изложении. Иначе получается как в том древнем анекдоте: 

– Слышал я Битлз. Картавят, фальшивят, и что в них только все находят?
– А где ты их слышал?
– Да, мне Мойша со второго этажа напел.

С деловой литературой полегче, хотя и там стиль харизматичного автора зачастую играет существенную роль в подаче материала. А если добавить оформление (см. ответ на предыдущий вопрос), то краткое изложение становится совсем уж пресным.

И вообще, как мне кажется, ГЛАВНОЕ - ПОНЯТЬ, ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ И ЗНАТЬ СВОИ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. Может, чтобы быстро погрузиться в какой-то предмет, авторская стилистика и не нужна, и тогда – сестра таланта вам в помощь.



О списках субъективных


Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Серьезно недооцененная книга – Библия. Не как символ религиозного культа, а как концентрат мудрости, смыслы из которой, к сожалению, во-первых, часто трактуются поверхностно, а во-вторых, наверняка, еще и просеиваются в ходе переводов и адаптаций.

Может звучать странно, но в комплект к Библии – "Дао Дэ Цзин" Лао-цзы в переводе Бронислава Виногродского. Книге больше 25 столетий, а ее положения актуальны и свежи до сих пор.

Имеет смысл оставить для человечества книги Александра и Николь Гратовски – "Генератор возможностей" и "Принцип дельфина". Выводы, к которым пришли авторы, взрывают мозг, перетряхивают сознание и привычные жизненные постулаты.


А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?

Две книги Михая Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания» и «Эволюция личности» – для меня сейчас просто кладезь смыслов. Прочитываю и возвращаюсь. К примеру, в его второй книге у меня около 50 закладок с вопросами. Этого хватит переваривать на несколько недель. 

Экхарт Толле – тоже бездонный автор. Его «Силу настоящего» прочитала впервые зимой 2015го, с тех пор уже дважды просматривала повторно. И еще не раз пролистаю по своим якорям-заметкам на полях. Это про то, как быть в сейчас, как радоваться моменту, как… - много разных «как»! Каждый, с кем я обсуждала эту книгу, находит в ней что-то своё.

Джидду Кришнамурти «Первая и последняя свобода» – это книга-разговор. Прямой, честный диалог с собой о ценностях, страхах, жизненных установках. Это как чистка сознания от наносного.


Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

В ближайшее время планирую прочитать «Практическую психофилософию» Андрея Максимова, «В поисках потока» Михая Чиксентмихайи и Роберта Фритца «Путь наименьшего сопротивления». Доверяю этим авторам: они выводят на новый уровень понимания себя и на новое качество взаимодействия с окружающим миром. 



О будущем книг и чтения


ДЛЯ НАЧАЛА О НАСТОЯЩЕМ. Мне кажется, что сейчас пытливый ум может найти в книгах практически всё. Но ведь процесс общения – это намного больше, чем просто слова, верно? В реальном разговоре, как известно, 60-80% передается на невербальном уровне.

К сожалению, очень небольшой процент изданий оформлен так, чтобы было удобно получать из них информацию: большинство книг, относящихся к категории нехудожественных (книги по саморазвитию, бизнес-литература), представляют собой практически голый текст. Да, есть графики, рисунки, фото, но этого все равно недостаточно. Это просто иллюстрации к тексту, а не объемный разговор с читателем. Понимаю, что причина – экономическая: любая креативность в оформлении увеличивает себестоимость. И все же. Возьмите в руки книгу Тома Питерса «Представь себе!» – и сразу хочется представлять, искать, думать. Дизайн книги настраивает на ее более глубокое и точное восприятие. Впечатление от такого чтения остается более эмоциональное, наполненное образами. 

Взрослых редко балуют такими изданиями, и даже минимальный отход в сторону от просто-текста дарит удовольствие.

ЕСЛИ ЖЕ ГОВОРИТЬ О БУДУЩЕМ, то в плане книг я лично неисправимый ретроград: к электронным книгам никак себя не приучу (но и не особо стараюсь, если честно). По-детски радуюсь, открывая именно бумажную книгу. Вдыхаю аромат типографской краски, провожу пальцами по буквам, перелистываю страницы. И немного завидую тем, кто умеет наслаждаться электронным форматом: это дает много преимуществ.

Будущее книг, на мой взгляд, зависит от того, в чьих руках оно окажется. Каков будет читатель. Издать книгу сейчас несложно, поэтому неискушенному читателю выбрать, что читать, действительно нелегко. Да и искушенному тоже, кстати! И гигиена чтения становится критичной для гигиены мозга. Это как еда: ты то, что ты ешь. Так вот с книгами, на мой взгляд, похожая история.

МНЕ НРАВИТСЯ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ ВЫРАЗИЛ ДЕНИС КОТОВ, генеральный директор сети «Буквоед»: ответственность за выбор книг – на каждом лично. Именно ты сам выбираешь, к какой полке подойти, к какому изданию протянуть руку. Можно положиться на рекомендации, на интуицию, а еще лучше – знать, зачем читать. 

Следовательно, от этого будут разниться и подходы к чтению. Денис справедливо говорит и о том, что сейчас книги конкурируют не сами с собой, а с другими видами досуга, в том числе «ящиком», алкоголем и т.д. 

Получается, что есть книга-жевачка, книга-учебник или книга-наставник, книга-что? Выбор за каждым. И подход каждый тоже выбирает по себе.



И напоследок


ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то я бы спросила - как еще я могу использовать то, что мне дано, что я уже умею, знаю, что накопила, с пользой для мира?



PS


МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? Каждой книге – своё время. Каждая книга зачем-то у тебя в руках в определенный момент жизни и что-то тебе говорит. Надо только уметь услышать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий