суббота, 20 февраля 2016 г.

Мария Сонина: "Ни дня без чтения"








Мария Сонина, учитель обществознания и экономики, сертифицированный учитель Google (Google Sertified Teacher). Веду блоги:

- Обществознание.про - профессиональный блог по содержанию и методике преподавания обществознания.

- Электронные тетради  - блог для организации самостоятельной работы учащихся в Сети

- Я читаю - виртаульный читательский дневник

Кроме книг, люблю комнатные растения и кукол Cabbage Patch Kids (нередко шучу, что три "К" - книги, куклы и комнатные растения - скоро вытеснят нас из квартиры). 





О влиянии и изменениях

ЧИТАТЬ НАЧАЛА ОЧЕНЬ рано, в три года с хвостиком. В детстве читала много и не всегда по возрасту. Меня можно было оставить на весь день с книжкой: я любила читать, увлекалась книгой легко, переживая вместе с героями. Это и сейчас так.


КНИГИ, КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИ на меня наибольшее влияние, родом из детства и ранней юности:

Вениамин Каверин. Два капитана. Санька Григорьев — любимый литературный герой, а его девиз “Если быть, то быть лучшим!” — это и мой девиз тоже.

Д. Р. Р. Толкиен. Властелин колец. Читала студенткой, в 1991 году, в возрасте 18 лет, с трудом “достав” на одном из московских развалов. Начала с “Хоббита…”, а потом и трилогию прочитала. Сначала читала по необходимости: летом 1991 г. участвовала в уникальной смене в ВДЦ “Орлёнок” — “Хоббитские игры”, сюжетно-ролевая игра по мотивам книг Толкиена. Но очень быстро втянулась, немного сожалея, что этой книги не случилось в моей жизни раньше. А смена в “Орлёнке” стала очень ярким событием в моей жизни.

Р. Бах. Чайка по имени Джонатан Лингвистон. Тоже прочитала в 1991 г. (сейчас подумала: какой переломный год — не только для истории нашей страны, оказывается…), узнав о книге тогда же, работая в “Орлёнке”. Это была одна из первых книг, которую я растащила на цитаты (или, с чтения этой книги началось моё растаскивание на цитаты многих книг).

Д. Савицкий. Ниоткуда с любовью. Прочитала в 1994 г., когда заканчивала институт. И тоже растащила на цитаты. “Сальвадор Иванович Дали много потерял, не пожив в сюрреалистических зарослях советского быта”, “Опять, шурша грязными юбками, на город опустилась зима” — процитировала сейчас по памяти, хотя перечитала книгу только один раз — сразу после прочтения. Она на меня тогда какое-то магическое воздействие оказала. 


СЕЙЧАС ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ такая же естественная потребность, что и дыхание. Я читаю постоянно и в любых условиях: в переполненной маршрутке по дороге на работу, в очереди в поликлинику, на улице в ожидании опаздывающей подруги. Читаю и для души, и для работы. Для души привлекают книги, которые заставляют меня смеяться, плакать,  восхищаться и возмущаться. А ещё думать, сомневаться, логически рассуждать. То есть, чтобы и чувства, и душа трудились. Профессионально привлекают не столько книги, дающие какие-то рецепты, раскрывающие профессиональные хитрости и секреты. Мне больше интересны книги, которые меня зажигают, мотивируют на какие-то перемены, стимулируют на генерацию новых идей. Чтобы книга ещё не дочитана, а я уже что-то делаю, на что она меня направила.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ТОМ, что прочитала за последнее время, то, перефразируя детскую сказку: “одну книгу беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвёртая мерещится”

// ВБ. От себя добавлю - Мария очень много читает. А чуть забегая вперед, скажу - она еще и много пишет о прочитанных книгах в свое блоге. Так как за время прошедшее с момента нашей беседы до этой публикации, блог успел сильно прибавить в количестве публикаций, то я привожу прямые ссылки на публикации. После их прочтения, чуть задержитесь и полистайте блог Марии - найдете много интересного и полезного// 

Джеймс Хэнкок. Художники, писатели, мыслители, мечтатели. Читаю потому, что изучаем с десятиклассниками основные вехи в истории философской мысли. Вот и задумала я задание: создать общими усилиями электронный иллюстрированный справочник по персоналиям из школьной программы. А ещё потому, что мне интересно всё, что связано с визуализацией информации.

Роберт Саттон. Не работайте с м*даками. И что делать, если они вокруг нас. Долго думала: нужна ли мне эта книга: не люблю таких явных провокаций со словом, да ещё в заголовке. Но купила, читаю и не жалею.

Недавно прочитала три детские книги: у меня дочь-подросток,  и работаю я с подростками, а потому стараюсь следить за современной литературой для подростков.

Роланд Смит. Пик
Линн К. Бонасия. Графиня Никто
Луис Сашар. Я не верю в монстров

Первая и третья — из серии “Вот это книга!”, которую выпускает издательство “Розовый жираф”: прочитала уже почти все книги этой серии, обожаю! Очень сильные эмоциональные переживания, отношения между подростками, “особые” дети...



О ритуалах и инструментах 

Я НЕНАВИЖУ ОЖИДАНИЕ и пустое ничегонеделание. В транспорте, в очереди в поликлинике или на почте. Поэтому у меня всегда с собой есть книга. Которую я незамедлительно достаю и начинаю читать сразу, как только появляются минимально возможные условия для этого: в час пик смогла “упасть” на свободное место в маршрутке, примостилась на кушетке в районной поликлинике… Заметила, что сидя могу читать любые книги, стоя — только по личностному/профессиональному росту и развитию, лёжа — только детективы, или какие-то другие произведения масскульта для отдыха и прочистки мозгов.

ЧИТАЮ С МАРКЕРОМ и стикерами. За последний год преодолела детский пиетет перед книгами: кааааааак? что-то писать в книгееееее? нееееееет! Если книга необходима мне для профессиональной деятельности, если я знаю, что буду обращаться к ней не раз, и не два, мне просто необходимо сделать метки повышенного внимания. А потому у меня есть книги, которые все испещрены моими закладками, выделенными строками и моими записями на полях.

А ТО, ЧТО я не просто читаю, но и вот уже третий год пишу обо всех книгах, которые читаю — это ведь тоже инструмент? Очень люблю свой виртуальный читательский дневник: создала его, когда вместе со своей питерской подругой, учителем русского языка и литературы Еленой Ворониной, задумали читательский проект  для всех желающих. И быстро втянулась в этот ритм: читать не меньше, чем по одной книге каждую неделю, писать отзывы обо всех прочитанных книгах. Сейчас я уже не представляю своё чтение по-другому: как можно читать и не писать? Если речь идёт об отзыве на произведение художественной литературы, то в процессе создания отзыва я ещё раз переживаю сюжет, портреты героев. Если читала с целями профессионального и личного развития, то, пока пишу отзыв, систематизирую прочитанное, раскладываю его в голове по полочкам, лучше усваиваю самое необходимое. К тому же, я всегда могу вернуться к своим отзывам при необходимости.

А ЕЩЕ я нередко использую прочитанное в работе со старшеклассниками на уроках обществознания. К примеру, признаки тоталитарного режима мы изучали, читая книги Е. Ельчина “Сталинский нос” и Т. Штрассера “Волна”. Отдельные цитаты из литературных произведений становятся источниками информации, фактическим материалом для того, чтобы “вытащить” из него понятия, процессы, явления обществоведческого курса. очень хочу, чтобы мои ученики больше читали. На моём учительском столе всегда лежит одна из книг, которые я читаю в настоящий момент. Бывает, ребята подходят, просят полистать, посмотреть.



О выжимках и кратких версиях

ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТНОШУСЬ к книгам в кратком изложении. Здесь я консерватор. Меня не убеждают доводы о том, что чтение книги в кратком изложении помогает понять, есть ли необходимость читать в полном, сократить время на чтение “бесполезных” книг. Я предпочитаю достаточно разборчиво подходить к выбору книг для чтения. Последние два года читаю достаточно много, и ни об одной прочитанной книге не жалею


О будущем книг и чтения

Я ОЧЕНЬ СЕТЕВОЙ человек. Я почти всё время онлайн. Как учитель, я активно использую в организации учебной деятельности своих учеников сетевые технологии. Но в том, что касается книг, я тоже консервативна. Бумажная. В электронном формате читаю только в нескольких ситуациях:

- когда желаемая книга в силу каких-то причин недоступна в бумажном формате (и желание прочитать её перевешивает возможность ожидания — к примеру, когда книга появится в интернет-магазине);

- в отпуске, на отдыхе: у меня не бывает перерыва в чтении, я постоянно что-то читаю, на отдыхе я читаю на пляже, читаю в номере в часы повышенной солнечной активности...А т.к. в последние годы я провожу на море 3 недели отпуска, мне пришлось бы брать с собой целый чемодан бумажных книг. Поэтому читаю на ридере.
Аудиокниги, кстати тоже не люблю.

И ЕЩЕ Я постоянно думаю над совершенствованием своих читательских инструментов. Что ещё можно сделать для того, чтобы прочитанное лучше усваивалось. Бывает, делаю ментальные карты, рисую скетчи, выписываю какие-то цитаты. Увлекаюсь каким-то способом, потом оставляю его и пробую другой. Есть ли такой, который универсален? Пока не знаю.


И напоследок

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то я бы спросила - откуда мы пришли в этот мир? Кем были мои далёкие предки (про ближайших, конечно, знаю, но интересно заглянуть в ещё более далёкое прошлое — 200, 300, 400 и более лет назад)

А ВОТ ЕСЛИ говорить о вопросе, который остался без ответа, то он таков - Мария, Вы счастливый человек? И ответ на него - конечно же ДА!!!


PS

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? Ни дня без чтения



Комментариев нет:

Отправить комментарий