суббота, 2 апреля 2016 г.

О привычке к самообразованию и профилактике интеллектуального инсульта

Мое знакомство с персональным компьютером состоялось довольно поздно, даже по меркам 90-х годов прошлого века. Да, я слышал о его существовании, однако увидеть в первый раз, причем лишь мельком, удалось на первом курсе института. Потом было много случайных встреч, которые лишь подогревали мой интерес к продолжению знакомства. И вот на стыке тысячелетий, и первом году обучения в аспирантуре, я стал полноправным владельцем персоналки.

Это было интересное время - казалось, что теперь то мне открыты все пути и я смогу легко решать любые задачи. Однако, столкновение с реальностью вынесло меня к совершенно иным берегам. Причем, дело не в том, что я открыл для себя миры Quake 2 или Need for Speed. Дело в том, что меня понесло гораздо дальше. В разные моменты времени меня сильно увлекло программирование и 3d моделирование, а первую работу в офисе я нашел через ...вакансию системного администратора.

Однако среди всего этого беспорядочного увлечения, было одно обстоятельство, которое постоянно возвращало меня к реальности и вносило некую упорядоченность в структуру увлечений - речь о чтении компьютерных журналов. Их тогда было много, однако особенно мне запомнились три - Hard'n'Soft, Подводная Лодка и Компьютерра. Запомнились они тем, что в них всегда были статьи которые к персоналкам имели отношение, на первый взгляд, далекое - статьи, где авторы пытались заглянуть в день завтрашний, продлевая траектории дня сегодняшнего и формулируя свои гипотезы.

Вспомнилось мне все это потому, что читая книгу "Интеллектуальный инсульт", авторы которой тоже заглядывая в завтрашний день, и довольно живо описывая его реалии, заставили меня обратить внимание на множество проблем к которым могут привести (уже приводят!) мои привычки во взаимодействии с окружающими меня многочисленными гаджетами. Гаджеты, которые являются мутации той самой персоналки из недавнего прошлого.







Чем дальше я погружался в прочтение, тем больше понимал - гаджет авторами выбран на роль главного героя лишь для того, чтобы продемонстрировать глубину важных вопросов, которым на самом деле и посвящена книга. Это как снять нарочито игровой фильм, чтобы привлечь внимание людей к вопросу. При этом вопрос облечен в форму послания, которое близко и понятно многим. Однако на самом деле режиссеру важна не только форма послания. А еще и то, чтобы до просмотревших дошел смысл этого послания и они задумались...

Вот, что говорят сами авторы о книге 

"Мы живем в эпоху глобальных перемен. Сегодня, в силу обстоятельств, о которых много написано в книге, вполне реально и почти не сложно значительно изменить свой социальный статус. Именно в переломный момент, когда происходит смена элит, у мыслящего человека появляется возможность попасть в тот 1% жителей планеты, в руках которых — контроль почти над всеми ресурсами (согласно исследованию Credit Suisse Global Wealth Report 2014, 1% самых богатых жителей Земли контролирует 48% богатств планеты), что означает, как бы громко это ни звучало, управление миром. Причем добиться таких перемен в своей жизни можно при помощи лучших личностных качеств, позволяющих в эпоху роботов оставаться человеком, который способен развиваться, принимать нестандартные решения и брать на себя ответственность. Иными словами, стать лидером для самого себя.

Впрочем, даже если вы не планируете покорять мир, но рассчитываете остаться хозяином собственной судьбы, — эта книга для вас. Она не о том, как отказаться от цифровых технологий. В этой книге вы, пожалуй, впервые встретите четко сформулированные ответы на самые актуальные вопросы эпохи цифровой цивилизации. Как, оставаясь активным пользователем самых продвинутых гаджетов, сохранить личное пространство? Как найти оптимальный баланс между технологической зависимостью и  цифровым нигилизмом? Как избежать интеллектуального инсульта*  и повысить свою эффективность? Как сохранить и приумножить главные ресурсы, позволяющие не  просто оставаться конкурентоспособным, но  и  всегда выигрывать?"

Темы охватываемые в книге, разделены на три части - данные, знание и мудрость. И большая часть глав посвящена возврату к, так стремительно утрачиваемой нами, способности учиться. Причем речь не о подмене обучения развлечением, когда инструмент превращается в причину, а именно о навыке обучения, когда мы используем знание для действия и улучшение качества нашей жизни. 

Приведу пример одной из таких глав, которую вы можете прочитать и скачать






В книге практически нет ответов, а есть много интересной информации (данных и сообщений, в формулировки авторов) к размышлению. Однако ценность книги для меня далеко не в информации, а в описании структур (и моделей того, как информация превращаются в знание). В эти структуры авторы разложили свой опыт и очень к месту дополнили его цитатами из различных источников. 

Для примера приведу модель "данные-сообщение-знание", которая описывает различные состояния того, что мы называем информацией





Читая книгу, постоянно делал заметки на полях и писал конспекты, при этом авторская мысль или структура были лишь отправной точкой в моих рассуждениях (т.е я еще на пути к мудрости :)

Приведу пример цитаты, которая пусть и весьма проста по сути, однако для меня она оказалась  очень глубокой по содержанию. И сразу же заняла свое место в структуре моей аргументации в пользу формирования привычки к самообразованию

"Вообще знания, в отличие от [информации], не могут существовать в отрыве от человека, их использующего. И когда мы не можем или не хотим, не считаем нужным или уместным  применить  полученную информацию для улучшения качества своей жизни, она не становится для нас знанием, даже если мы заплатили за нее приличную сумму".


Ну а в завершение приведу определение авторского термина, который положен в основу идеи книги. Интеллектуальный инсульт — делегирование основных функций мозга от человека к машине, которое приводит к невозможности самостоятельно принимать ключевые решения. Без этой способности человек утрачивает себя как личность. 

Постоянно развивайте способность к принятию решений и живите по своим правилам!


PS: И еще о влиянии книги. Хотя это далеко не первая публикация в рубрике "избранное", однако работа над черновиками этой заметки и размышление о выборе формата публикации, подтолкнули меня к идее запуска этой рубрики


1 комментарий: