воскресенье, 26 марта 2017 г.

Марина Вишнякова: "Я до сих пор люблю читать сказки"







Марина Вишнякова, управляющий партнер РМ ТЕАМ

Трижды лауреат рейтинга Топ - 1000 ИД Коммерсантъ и Ассоциации менеджеров России. Более 200 проектов в области отстройки системы управления предприятием, мотивирования и KPi, стратегии и корпкультуры


Автор бестселлеров “Охота на менеджера” (М., 2007), “Охота на менеджера в кризисный период” (М., 2009), “Мифы и правда о KPI” (М., 2017). Автор более, чем 300 статей в профильных медиа. 


Ведущая программ по управлению предприятием на Успех ТВ, эксперт на РадиоМедиметрикс и HR радио






О влиянии и изменениях


ЧИТАТЬ я начала в 3,5 года, в 4 читала уже свободно. 

ПЕРВОЙ ПРОЧИТАННОЙ книгой была (внезапно для всех) “Молодая гвардия” Фадеева. Родители осторожно гордились этой темой перед знакомыми. Знакомые еще более осторожно восхищались;). 

ЧИТАЛА Я С ДЕТСТВА классику разную - Чехова, Куприна, Майн Рида, Драйзера, Достоевского, Вальтера Скотта, Стругацких, Ле Гуинн, Толкиена, Ирвина Шоу, Ремарка и др. Читала также сказки всех народов мира. И до сих пор люблю читать сказки. 

ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ любимый вид досуга. Наверное, вид эксапизма (во всяком случае, в книгу мне приятно убегать от несовершенства мира). Но мне понадобилось лет тридцать жизни, чтобы понять, что любая книга - выдумка. Независимо от жанра - это “честная” сказка или т.н. бизнес-литература - книга всегда представляет собой произведение автора о чем-то, чего не было в том виде, в котором это описано. Тем интересней следить за проекциями автора. Неудивительно при этом, что наиболее популярные писатели были несчастливы в том, о чем писали. В любви, если это были любовные романы, в отношениях с людьми, если это были книги о коммуникациях и тэдэ. 

ПИСАТЕЛЬ - всегда маргинален. Он пишет не потому, что ему хорошо, а потому что у него что-то болит. Опять же - независимо от жанра. Вот у Донцовой болит ее эго - поэтому она пишет плохие детективы. А у Токаревой болит дружба и есть несколько неслучившихся любовей - отсюда ее лирика. А Спок нифига не знал, чего делать с детьми, поэтому писал целые мануалы по воспитанию. Что ни разу не отвратило его самого от одинокой забытой смерти. Та же уважаемая мной Гиппенрейтер очень жестоко эксплуатируется своей многочисленной семьей - а потому ее книги про воспитание детей столь убедительны. Ибо выстраданы. 

ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ (любимого) у меня нет и не было. Я сама - литературный герой. Не от мира сего;).

АВТОРЫ, оказавшие на меня влияние - Чехов, Ремарк, Стругацкие. Вывод простой: будь порядочным человеком всегда, особенно, когда тебе больно. Не факт, что это будет оценено в этой или других жизнях, но тебя самого от себя тошнить не будет.

СЕЙЧАС Я ЧИТАЮ то, что под руку попадается - от книг про устройство мозга до мировых бестселлеров типа шантарама, саги о льде и пламени или щегла. Читаю я в оригинале лет двадцать уже. Не могу выделить одну-две крышесносные книги.

ВООБЩЕ чукча давно не читатель уже, а писатель… Мой бизнес развивается на моем опыте и наблюдениях за другими подопытными. И я об этом пишу в своих книгах. Судя по скорости, с которой их раскупают, я хорошо пишу сказки:-)

ПРИЯТНО, КОГДА ВСТРЕЧАЕШЬ человека, свободно узнающего нетупые (не интернет-мемы) цитаты из разных неглупых книг. Это сразу родство по крови:-). Редкость в последнее время. Но вот повезло так с Гришковцом (всей его семьей) совпасть. Радуюсь)

ЕЩЕ МОЕ ЛЮБИМОЕ чтение - это перечитывать себя же. Ибо хорошо пишу. И главное - к моменту перечитывания я обычно уже не согласна с тем, что написала ранее. Спор с самой собой - это приятное времяпровождение интроверта)


О ритуалах и инструментах

В ЮНОСТИ Я СДЕЛАЛА ошибку - научилась скорочтению. Это такой навык, который программируется прямо в мозги и развидеть его невозможно. Поэтому я читаю очень быстро, фиксируя главное. Потом возвращаюсь к выделенному главному. Потом смакую наиболее удачные пассажи…. Любимые книги - вроде Даррела “Моя семья и другие звери” или “Понедельник начинается в Субботу” Стругацких я знаю наизусть с любого места.

НЕТ РИТУАЛА, но есть увеличение плотности. Я читаю сразу несколько книг всегда. И вдобавок на ночь ставлю себе аудиокнижки (на всю ночь). Как новое, так и хорошо знакомое (но, например, начитанное разными чтецами). Поэтому чужие мысли во мне роятся постоянно. И я этим активно пользуюсь - мне проще формулировать собственные).


О выжимках и кратких версиях

ТОЛЬКО В ВИДЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО сюжета. Ленивым думать не надо читать книги, даже если они превращены в скетчи. Им надо просто пить пиво и играть в футбол. Жизнь слишком коротка, чтобы мучить себя чужими догонами о том, что автор тщательно выписывал немалое количество времени. Пересказ чужого пересказа – это как в анекдоте про человека, которому не нравился Бетховен, которого он не слышал, но ему сосед насвистел пару тактов. 


О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Библия. Этого вполне достаточно


А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможете только эти книги?

Библию. Она книга книг. В ней есть все сюжеты. А “понедельник…” и “моя семья…” я и так наизусть помню, можно не брать;)


Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

Дочитываю Щегла, на очереди Thinking fast or slow (Daniel Kahneman) - начала, но пока не сильно продвинулась, потому что Щегол перебил - обе на английском. 
Третьей книги нет. Можно написать "Новый Завет" - потому что читаю время от времени, но это будет не очень честно. Потому что я его отложу ради полной ерунды, если меня в это время не тревожат вопросы мироздания))


О будущем книг и чтения

ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМАТЫ будут развиваться, в тч в какие-то голографические объемные дела - при скорочтении ведь страницу видишь именно объемом. Бумажные книги тоже будут - но для нас, эстетов)). Или для того, чтобы было во что завернуть бутерброд.

НЕ ХВАТАЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕДАКТОРОВ и корректоров - много безграмотных текстов. Но если я налетаю на ошибки с первых страниц, я вряд ли буду читать дальше. Именно поэтому я не читаю переводы с английского (хороших переводчиков больше нет - умерли или спились), только в оригинале. Но книгу на плохом английском я тоже не буду читать долго, независимо от регалий автора. Еще - если книга бумажная - мне важно, чтобы издание было приятно взять в руки. пусть это даже одноразовая покетбук, но она не должна рассыпаться до прочтения, шрифт должен быть четким и не размазываться, рисунок на обложке не должен быть совсем уж безвкусным. Я эстет по жизни. Отсутствие красоты и гармонии меня оскорбляет


И напоследок…

ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то… Не задам. Я не верю ничьим чужим знаниям обо всем. И крайне нелюбопытна к чужим догонам - см. ответ на самый первый вопрос. А Бог уже все, что хотел, сказал



Комментариев нет:

Отправить комментарий