воскресенье, 30 апреля 2017 г.

Виталий Колесник: "Путь к познанию истины лежит через любовь"









Виталий Колесникавтор блога kolesnik.ru, создатель и ведущий программ по личному развитию. Также занимается разработкой сайтов и е-коммерцией. Живёт в Чехии, воспитывает с супругой Еленой семерых детей





О влиянии и изменениях

ЧИТАТЬ НАЧАЛ в 4 года. В 7 прочел "Трех мушкетеров" Дюма и это на много лет меня определило. Конечно же, я хотел быть похожим на д'Артаньяна. Поскольку я рос в 70-е годы, когда ничто не предвещало перемен в советской действительности, совсем не похожей на мир авантюристов XVII века, главным моим прибежищем на много лет стала история как возможность населять свой внутренний мир персонажами иных культур и эпох. 

В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ чтение было для меня бегством от мира, способом выживания в нем, поиском возможностей для его изменения, средством решения волнующих меня вопросов, расширением границ известного, источником вдохновения. 

В КАЖДЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ было несколько своевременных книг. Если говорить о последнем периоде, когда я много интересовался мужской темой, то наибольшее влияние на меня оказали "Моралии" Плутарха и Iron John (Robert Bly) — книга о мужской инициации.

СЕЙЧАС ДЛЯ МЕНЯ ЧТЕНИЕ — прежде всего пища для души, жизненно необходимая для роста. Мне нравятся книги, у которых есть сердце, глубокие, системные и одновременно практичные, применимые в жизни. В бизнес-литературе не люблю собрания баек и кейсов, перемежаемых придуманными из головы тезисами. 


В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ у меня практически перестали появляться новые бумажные книги и значительно выросла электронная библиотека. Думаю, что это часть повсеместного процесса. Электронные книги стремительно вытесняют бумажные — можно сожалеть об этом, но это неизбежно. Я сохраню свою коллекцию бумажных книг в качестве существенного куска личной истории. К тому же старшие дети нет-нет да и возьмут что-то с полки :)


О ритуалах и инструментах

Я ВЫБИРАЮ ДЛЯ СЕБЯ интересные книги, помогающие мне менять свою жизнь, и как правило этот интерес и есть мой основной инструмент. Тот что помогает мне понимать, запоминать, усваивать, но формализовать его, естественно, невозможно. Из общепринятых техник я пользуюсь ментальными картами, например, рисую карту книги на одном листе, когда знаю, что буду часто ее использовать. Еще у меня есть карта направлений, по которым я читаю, и я сверяюсь с ней, когда заканчиваю очередную книгу и думаю о том, что читать дальше. Важный инструмент понимания для меня — мои посты о тех книгах, которые мне особенно интересны или содержат ответы на потребности моего круга читателей. Если мне нужно быстро прочесть книгу, которой не было в моих планах, я использую собственную методику — Проактивное чтение

ЧИТАЮ В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ, когда есть малейшая возможность и благодарен за каждую минуту чтения. Когда я читаю важную книгу, я могу начинать с этого чтения рабочий день. Внутренняя логика тут такая: прежде, чем бросаться в гущу действия, надо позаботиться о себе, и чтение для меня — это средство заботы о душе, один из способов вспомнить себя, чтобы быть настоящим.


О выжимках и кратких версиях

ОНИ ПОЛЕЗНЫ, когда нет возможности читать все, что пишут по определенной теме и надо сначала разобраться, стоит ли книга внимания или достаточно иметь о ней общее представление. Я даже в свое время написал обзор одного из таких сервисов. Но сейчас у меня нет тем, за которыми я бы настолько пристально следил. Я читаю только то, что мне интересно.


О списках субъективных

Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?

Я бы не взял в такое будущее ни одной книги. Великие книги — плод длинного пути развития культуры, который невозможно перескочить. Если культура новая, то и книги должны быть новыми. Старые книги будут несоразмерно велики для нее. 


А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможете только эти книги?

В этом случае я бы взял книги, которые стоят того, чтобы их много раз перечитывать. Точно взял бы Библию и Одиссею. А третью — по настроению.


Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?

В последнее время я разбираюсь с темой отношений внутри семьи и семейной историей, в частности читаю "Любовь духа" Берта Хеллингера (на чешском, так получилось :) В этой необычной и неоднозначной книге удивительным образом совмещаются жанр духовной литературы, в котором автор по моему ощущению временами встает на один уровень с великими немецкими философами и мистиками, такими как Мейстер Экхарт или Мартин Хайдеггер, и абсолютно практическая направленность, сфокусированность на человеческих отношениях как сути жизни. Эта книга учит видеть глубокие, многоуровневые связи в семье и других сообществах и понимать смысл и динамику отношений, внешне выглядящих запутанными и иррациональными. Качества, которые необходимы всем лидерам.

Другая существенная тема для меня сейчас — время середины жизни. В этой связи я дочитываю книгу юнгианца Джеймса Холлиса "Обретение смысла во второй половине жизни". Это глубокая и мудрая книга о том, что действительно имеет значение в жизни. 

Третье важное для меня направление из примерно десяти, которыми я интересуюсь, — мужская тема. Недавно дочитал книгу "Король, Воин, Маг, Любовник. Новый взгляд на архетипы зрелого мужчины". Обязательно напишу обзор у себя в блоге, на мой взгляд автору удалось схватить самую суть самых важных архетипов, определяющих мужские роли. 


И напоследок...

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ОТВЕТАХ, которые остались без вопроса… В процессе разговора у меня возникли две мысли, которыми хотелось бы поделиться. 

ПЕРВАЯ — про зону комфорта в чтении. Она должна быть достаточно большой, а иногда стоит даже выходить за ее пределы. Например, бывает так, что первые 40-50 страниц книги читать достаточно сложно, — нужно войти в систему понятий автора, найти с ним общий язык. Это усилие вознаграждается в дальнейшем, но нужна мотивация и привычка его делать. В других случаях некоторые взгляды автора кажутся спорными. Это я тоже не считаю причиной прекращать чтение. Бывает, что именно от неоднозначных книг я получаю больше пользы, чем о тех, где во всем согласен с автором.

ВТОРАЯ мысль — про чтение в оригинале. Уже больше 10 лет я читаю англоязычную не художественную литературу только в оригинале. Это делает голову чище, а понимание глубже. Переводы литературы по бизнесу и личному развитию в большинстве случаев неточны и не дотягивают до оригинала. При этом по словарю и грамматике это книги несложные, так что плюсов здесь намного больше, чем минусов.


PS:

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? Мне нравятся слова Августина: Non intratur in veritatem, nisi per caritatem. В вольном переводе — путь к познанию истины лежит через любовь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий