воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Первые 12-ть недель на Яндекс.Дзен





На этой неделе заканчивается первый из 12-ти недельных отрезков этого года, которыми я структурирую жизнь вот уже третий год подряд. Изначально идею взята мною из книги "12 недель", однако сильно переработана и дополнена. Постепенно сложился ритуал, когда последняя - 13-я неделя - отдана подведению итогов намеченного и планирования следующего этапа. И пусть канал "Чтение для практики" на Яндекс.Дзен веду лишь с третьей недели этого года, сейчас вполне можно подвести итог этой работы. Плюс наметить траектории развития на следующие 12-ть недель.


В конце января подводил некоторые итоги первой недели. Многое осталось актуальным. Потому приведу ссылку на публикацию  , а далее, сохранив прежнюю структуру,  поделюсь новыми впечатлениями. 



Во всем что касается впечатлений обыкновенного читателя, все очень хорошо:

- Читаю регулярно и с интересом. Иногда и с практической пользой.

- Далеко не все материалы сразу прочитываю. Сохраняю интересные заметки в Pocket. А оттуда, уже после прочтения и разбора, все самое полезное уходит в Evernote. И там уже трансформируется в черновики заметок для блога, элементы знания или полезные инструменты для практики. Так в моем рабочем процессе появилась связка Дзен + Pocket + Evernote

- Да, элемент неожиданности появления того или иного материала в ленте продолжает поддерживать эффект новизны в процессе чтения, однако с появлением долгожданного каталога каналов я сильно расширил тематику этих материалов. Для меня чтение ленты Дзен - как вытягивание случайной карточки, с интересной историей на обороте. Истории, которая двигает мою мысль, побуждая искать пересечения и взаимосвязи. Хотя в случае с Дзен, иногда это просто несколько строк и иллюстраций для удовольствия. Потому я всегда внимательно смотрю на презентацию канала и подписываюсь, если вижу тематики расположенные на границах зон моих интересов.


А вот с позиции обыкновенного автора продолжает множится непонимание стратегии развития механизмов платформы для поддержки начинающих авторов:

- За первый квартал моего присутствия на Яндекс.Дзен не произошло никаких глобальных изменений в механизмах ведения и продвижения каналов. И потому вся надежда на изменения, которые уже были анонсированы ранее: добавление презентации автора в описание канала, механизмов коммуникации с аудиторией, публикации из мобильного приложения, предпросмотр публикаций и многое другое.

- Вот что я писал о формате заметок в январе 

"Самое сложное для моего понимания, хотя по итогам недели экспериментов я уже воспринимаю это скорее позитивно - на данный момент Дзен это не про написание заметок в блог, а про создание контента для канала и его подачу. Мне кажется, что контент для канала надо создавать по принципу сингла - увидел в ленте, прочитал в рамках одного окна. Причем, я не про кричащие заголовки и привлекательные картинки. Этого как раз не надо. Однако я довольно быстро понял, что заголовок, лид и иллюстрацию надо продумывать. И корректировать по итогам успехов/провалов имеющихся публикаций".

И прошедшие 12-ть недель показали - заметки построенные по принципу сингла в моем случае хорошо работают. Однако можно сколько угодно продумывать заголовок, лид и иллюстрацию, однако на   показателе роста количества показов в ленте пока это никак не сказалось. Он просто не хочет расти. А порой случаются неожиданные просадки. И потому не растут все остальные показатели (тут надо заметить, что связка ключевых показателей "количество показов в ленте - количество просмотров - количество дочитываний" в моем канале очень взаимосвязано). То ли дело в выбранной тематике (но тут уж без вариантов), то ли в темном ящике под названием Диско (именно так называется механизм, что спрятан под капотом Яндекс.Дзен), то ли в сочетании этих компонентов... Но меня искренне удивляет, что из более чем 10 000 000 аудитории Дзена, мои заметки попадают в ленту менее чем 10 000 читателям. Например, на уходящей неделе у всех заметок показатель показов в ленте колебался около цифры 2 000 

- Да, тех поддержка отвечает на мои письма об отсутствии роста количества просмотров довольно оперативно. Однако у меня сложилось впечатление, что они сами до конца не понимают механику работы алгоритмов Дзена. Потому как их первые ответы довольно стандартны и повторяют стандартные рекомендации для авторов, а далее диалог не складывается. Понимаю, что сейчас у поддержки перегруз и масса критически настроенных авторов. Надеюсь, что по мере роста и развития проекта все наладится.

- Да, в одну из недель мой канал попал в ТОП-5 каналов недели. Приятно, что кому-то в команде Дзена понравился мой канал :) Однако к росту аудитории канала или увеличению охвата моих заметок, это пока не привело.

- Радует, что количество подписчиков растет. Ведь на данном этапе ведение канала на Дзен - хорошая причина окинуть взглядом все предыдущие наработки и перезапустить их, иногда чуть доработав, на новую аудиторию. Стартовал канал 19.01, и все это время сохраняю ежедневный ритм публикации заметок (у меня был небольшой перерыв в конце февраля - начале марта, однако в некоторые дни я публикую несколько заметок). Проанализировал статистику публикаций и зафиксировал несколько наблюдений по интересу к публикациям:

01
Поначалу мне казалось, что хорошо будут работать цитаты с иллюстрацией и короткие заметки. Но в моем случае, это работает далеко не всегда. Что интересно, гораздо лучше работают длинные подборки цитат, выстроенные тематически 

02
Заметки про писательство малоинтересны. А вот заметки об инструментах активного чтения весьма популярны. Популярны заметки о личной продуктивности и образе жизни. А вот заметки про запуск и развитие бизнеса не вызвали интереса. Как и заметки о подготовке и проведении презентаций. Интересно, что заметки о продажах оказались популярны


- С апреля начну делать публикации специально для канала. Тем более, что в скором времени команда Яндекс.Дзен выпустит приложение для авторов. Да и в целом планируется много интересных нововведений. Не знаю, позволит ли это изменить ситуацию с увеличением количеством показов моих заметок в ленте читателей Дзена, однако уж точно увеличит удовольствие от спонтанности процесса подготовки и публикации заметок.




Подводя итог первого этапа, вот о чем подумал. 

Встречал уже несколько публикаций авторов, которые переводят на Дзен всю активность связанную с созданием контента и взаимодействием с аудиторией (да и команда Дзен к этому активно призывает). Для меня это пока не лучшая стратегия. Точнее - она никогда не станет таковой. Ведь при создании материалов для проекта "чтение для практики", мне ближе принцип кураторства, - когда я сам влияю на отбор материала, его структурирование и на формат донесения до аудитории. А механизмы искусственного интеллекта в его нынешнем виде кажутся мне любопытными, но не более того. Потому канал на Яндекс.Дзен для меня пока остается интересным экспериментом в плане распространения контента и выхода на новую аудиторию, в развитие которого я вкладываюсь ежедневно. Впрочем, эти вложения дают возможность регулярной работы над моими зонами роста и над развитием проекта "Чтение для практики"

До конца июня буду продолжать работать в выбранном формате. А далее проанализирую итоги второго 12-ти недельного отрезка и спланирую дальнейшие шаги ;) 

План такой!